Нагината

Первые упоминания о нагината (японской алебарде) – простейшем холодном оружием – встречаются в хрониках первых столетий истории самураев. Нагината состояла из изогнутого лезвия, насаженного на древко, аналогична на древне-китайские алебарды, имевшие более широкую и тяжелую боевые части.

Это подтверждается источниками, что где-то между II в. до н. э. и II в. н. э., во время ранних миграций, в Японию были занесены китайские «алебарды», которые позднее приобрели традиционную для меча форму.

Эту теорию подтверждают также археологические находки бронзовых наконечников китайского типа на Кюсю

Состав нагината:

  • Синоги — ребро клинка.
  • Сэмэганэ — хомуты на древке.
  • Сэн-дан-маки — обмотка древка.
  • Сэппа — шайбы.
  • Мунэ — обух клинка.
  • Мунэ — обух клинка.
  • Ха — лезвие.
  • Хо — наконечник.
  • Хо-саки — остриё.
  • Цуба — гарда.
  • Эбу — древко.

История оружия

К X в. она уже широко использовалась в битвах. К этому времени ос­новной ударной силой японской армии стала конница, а противостоять всаднику в ближнем бою с помощью одного только меча очень слож­но. Такое оружие же показала себя превосход­ным оружием ближнего боя.

Благодаря воз­можности широкого размаха ее использо­вали для подрезания ног лошади и уничто­жения седока после его падения на землю.

Но чаще всего нагината пользовались сохэй (воинствующие монахи), уже хрестоматийным стало описание того, как в первой битве при Удзи в 1180 году нагината монах по имени Тадзима, который:

«… отбросил сторону чехол с длинного лезвия своего нагината и совсем один вскочил на перекладину моста прямо под свистящими стрелами воинов клана Хэйкэ, которые выпускали их снова и снова. Но Тадзима не дрогнул. Когда стрелы летели высоко, он нагибался, когда летели низко – подпрыгивал, а стрелы, летевшие прямо в него, отражал, вращая перед собой нагината. Именно тогда прозвали его «Тадзима», что значит «отражающий стрелы»

Широкие возможности нагинаты требовали хорошей физической подготовки воина, особенно его кистей и предплечий. Оружие можно перебрасывать из руки в руку, им выполнялись различные круги и восьмерки.

В «Тайхэйки» содержится весьма драматическое описание поединка между сохэй, вооруженным нагината, и конным самураем:

«Тогда монах отбросил ногой щит и прыгнул вперед, вертя над головой нагината, словно водяное колесо. Это был Кадзицу из Харима.

 Кайто встретил его ударом справа, намереваясь разрубить его шлем, однако меч лишь скользнул по наплечнику до поперечной шнуровки в нижней части доспехов.  Снова Кайто нанес удар, но в этот момент сломалось его левое стремя, и он едва не свалился с лошади.

Когда он выпрямился, Кадзицу два или три раза рубанул его острием нагината по шлему. С разрезанным горлом Кайто упал с лошади. Кадзицу стремительно прижал его ногой, схватил сбоку за волосы и отрезал ему голову, которую прикрепил к своей нагината…» 

японский монах с нагинатой

Гибкая в применении, многофункциональная нагината была оружием скорее для индивидуального поединка, а не массовых сражений. С другой стороны она оставалась не маловажным атрибутом вооружения самураев до 1598 года, что подтверждается примером Рэйдзэй Мотомиси, применявшего это холодное оружие при осаде Ульсана в Корее.